Цель

Мы хотим научить ребят быть внимательными. К тому, что их окружает и к тому, что они делают.

Также это называют вовлечённостью или осознанностью.


Почему это так важно и где тут архитектура?

Знали ли вы, что изначальный смысл чайной церемонии не в ритуальности, а в проживании процесса, который всецело сосредотачивает человека на том, что он делает. Возвращает обратно в «сейчас». Позволяет глубоко оценить красоту самых простых действий, то есть почувствовать течение и вкус жизни.

Дизайн и архитектура — всецело про проживание процесса, про жизнь и её вкус. У искусства нет другой задачи.

Соответственно, чтобы стать профессионалом в этих дисциплинах, нужно, хотя бы поверхностно, но овладеть этим навыком.

Мы же утонули в целях и задачах, в достигаторстве всего и вся, но сам процесс жизни при этом полностью выпал из внимания.

Как следствие мы невнимательны и не вовлечены. Мысленно далеко. Чаще всего переживаем за что-то в будущем. Практически беспрерывно отсутствуем в «сейчас». Разумеется, если нас нет в «сейчас», то мы игнорируем всё, что с этим моментом связано. Мы не захотим превратить наш балкон в террасу. Не станем заботиться о том, что наш письменный стол неудобен и, вообще-то, совершенно некрасив. Неухоженный подъезд дома будет раздражать, но мы не возьмёмся за изменения.

Быть внимательным, значит внимать. То есть — пристально наблюдать за тем, что нас окружает. Когда мы внимательны, мы начинаем видеть ценность вещей и нам становится не всё равно.

Так рождается дизайн и архитектура.

Дом с террасами / Алвар Аалто / 1938
Конкретные действия

В первую очередь мы всячески избегаем формализма. Например, когда надо и всё, когда есть план, по которому просто вкачивается информация. Это грубый, вредящий подход и КПД его почти нулевой.

Какая альтернатива?

Есть одна замечательная цитата: «Скажи мне — и я забуду. Покажи мне — и я, возможно, запомню. Вовлеки меня — и я научусь».

Мы делаем всё, чтобы вовлечь ребят без принуждения. Чтобы ценность, например, смартфона с играми, стала меньшей в сравнении с живым процессом. Это трудно.

Чтобы этого добиться, нужны эмоции. Без эмоций процесс формализуется и умирает. Как его оживить?

1. Завуалировать задачу в игру. Про значение игры мы писали на Дзене.

2. Наладить тёплую искреннюю атмосферу занятия. Она компенсирует неудачи, если те возникают. Об этом тоже есть текст.

3. Суметь так ввести ребят в задачу, или саму задачу выстроить таким образом, чтобы они поймали вайб, прочувствовали тему. Например, неплохо работает метод воспроизведения / копирования. Можно копировать, например, фрагмент природного ландшафта, города или любой другой сцены. Если строго соблюдать масштаб и другие нюансы, получается непривычная для ребёнка реалистичная работа.

Дети погружаются в процесс с головой и так
раскрывают для себя красоту и эстетику привычных пространств.


Сначала интерес, потом знания

В конечном итоге, если хотя бы один из этих приёмов сработал, если ребёнок полюбил то, что он делает, искренне — всё остальное случится само собой. То есть, знания он добудет сам, со временем. Потому что у него будет мощная мотивация.

Поэтому на начальном этапе важно не переборщить с количеством «полезной информации». Нужно суметь пробудить в детях любовь или, как минимум, интерес к дисциплине. А вот спустя какое-то время можно встраивать факты и полезности.

По-сути, архитектуру и дизайн мы используем как инструмент вовлечения, как игру. А любовь к профессии и профильные знания идут бонусом, прививаются незаметно как следствие радости от процесса.
Пример

Что означает название нашего клуба aaltoclub?

Алвар Аалто — финский архитектор и дизайнер, крупнейшая фигура в архитектуре Финляндии, ведущий представитель модернизма в Северной Европе, один из важнейших мастеров скандинавского дизайна. Оказал определяющее влияние на архитектуру, дизайн мебели и дизайн стекла XX века. Считается одним из основоположников интернационального стиля.

Дочитали до конца? Хорошо! Если нет, не удивительно. Это хороший пример того, как скучен сухой фактаж. А теперь своими словами.

Алвар Аалто — финский архитектор и дизайнер XX века.

Как-то он сказал: «Конечная цель архитектора... создать рай. Каждый дом, каждый продукт архитектуры... должен быть плодом нашего стремления построить земной рай для людей.»

Согласитесь, даже если слово архитектура в своей жизни вы слышали всего несколько раз, после таких слов она становится близкой, понятной и человечной мгновенно.

Аалто, нёсший в себе глубокую любовь к природе, которой пропитана финская культура, создал совершенно уникальный взгляд на архитектуру и то, как она должна уживаться с человеком.

Автору очень близка эта идея и фамилия великого архитектора теперь живёт в названии нешего детского архитектурного клуба. А ещё aalto, — это волна по-фински.

Алвар Аалто
Об авторе

Привет! Меня зовут Андрей. Я создатель и руководитель проекта aaltoclub.

Когда-то давно в детстве у меня дома было волшебное место — ковёр в моей комнате. Он был основой для грандиозных творческих экспериментов! На нём выстраивались целые города с домами и деревьями, дорогами и набережными. Детали этих городов я создавал на летних каникулах в деревне, мучая дедушкин точильный станок.

Всё это я выдумывал сам, полностью доверяясь внутреннему чутью и получал несказанное удовольствие от процесса. Видя, как по деталям, часами вытачиваемым на станке, собирается правдоподобный танк, катер или дом — подталкивало меня всё время усложнять мои игрушки.

Очень хорошо помню эти ощущения; вдохновение и радость от собственного результата. Я оживлял свои идеи!

Разумеется, позже это никуда не ушло.

Теперь у меня собственный клуб и он помогает другим детям обрести ощущения, которые испытывал я сам, тогда в детстве. В проект вложено всё моё вдохновение и желание зажечь ребят бодрящей энергией творчества.

Made on
Tilda