Как вовлечь ребёнка в образовательный процесс?
Во время игры в девелоперов. Рита работает над проектом застройки участка. Хочет заработать свои миллионы )
<Мы учим через игру, поэтому нас не волнует качество и соответствие реалиям. Нам важно, чтобы дети влюбились в дисциплину, потому что если это случится, то дальше всё произойдёт само собой> — говорила мне Ниина Хуммелин, главный педагог детской архитектурной школы Arkki в Хельсинки, когда я посещал её четыре года назад с ознакомительным визитом. Тогда я только начинал свой путь педагога в ДЮЦ <На Комсомольской> и решил работать с детьми именно по такому принципу.

Казалось бы, всё понятно: дети + игра = успех. Но не всё получалось. Занятия бывали разными, одни проходили интересно, другие пассивно. И ни разу не случилось так, чтобы понравилось всем без исключения. Я, разумеется, брал всю вину на себя. Мучился, но не мог найти решения. И вот, четыре года спустя я могу смело сказать — идеальной формулы не существует. Невозможно одинаково вовлечь всех детей в процесс. Однако мне удалось вовлечь почти всех!
Игра по принципу Майнкрафта
Скажи мне — и я забуду. Покажи мне — и я, возможно, запомню. Вовлеки меня — и я научусь.

Но как вовлечь, если необходимо дать задание? Ведь вовлечение подразумевает полное погружение, добровольную отдачу, а задание рамки. Ответ простой — не давать задание.

Наше сознание с детства свободно от любых установок и ограничений. Ребёнок приходит в этот мир чистым, а такое состояние не предполагает скованности и страхов. Всё вокруг светится добром и радостью, несёт новые открытия и яркие впечатления. Нет никаких ограничений, отсутствуют все препятствия, есть лишь радостные вызовы, которые хочется принять и преодолеть. Такая парадигма устремляет человека к экспериментам и предприятиям, у него нет страха неудачи, всё видится лишь большой игрой.

Поэтому, желая научить чему-то детей, единственный верный путь — вовлечь их в эту игру. Взрослые всегда пытаются заставить, именно заставить ребёнка ОСОЗНАТЬ, что он НАХОДИТСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ. То есть, по какой-то причине мы искусственно формализуем процесс обучения, делаем его серьёзным и, как следствие, абсолютно скучным и неинтересным. Это наша главная ошибка. В конечном итоге, что ценнее, понимание ребёнком, что он сейчас находится в процессе обучения, или реальный результат без осознанности?

В клубе мы с ребятами играли в масштабные ландшафтные игры. Первая была построена по принципу Майнкрафта (см. выше), вторая имитировала работу девелоперской компании. Это был самый удачный вариант задания. Когда перед тобой лежит огромное пространство для планирования и строительства, причём не абстрактного, теряешь ощущение реальности. И вот, ты уже правитель деревни или государства, у тебя есть торговый флот и крепость. Или когда перед тобой городки и деревеньки с кадастровыми участками, которые ты можешь выкупать, строиться и зарабатывать миллионы. Вот где включается реальное обучение. Человек входит в раж, проникается процессом и, даже не запоминает, но, больше того — отождествляется с новыми знаниями.

Именно имитация реальных процессов и есть та самая формула, дающая 99% вовлечения. Не делите жизнь на ИГРУ И РЕАЛЬНОСТЬ и вы почувствуете результат!
Андрей Дивеев
Made on
Tilda